Экспресс-оценка успешности магазина
Предлагаем Вам авторскую методику экспресс - оценки успешности деятельности Вашего магазина. Потратив не более 30 минут, Вы наглядно увидите, какие задачи необходимо решать в первую очередь для повышения эффективности организации.
Оценка успешности магазина производится по следующим параметрам:
- Управление ассортиментом;
- Финансовая политика (в том числе ценообразование);
- Мерчандайзинг;
- Клиенториентированность;
- Менеджмент;
- Управление поставщиками;
- Управление персоналом.
Алгоритм проведения экспресс-оценки
- Ответьте на вопросы (утверждения) АНКЕТЫ. Для оценки каждого аспекта мы предлагаем Вам ответить на 10 вопросов. За каждый утвердительный ответ на вопрос добавляйте себе один балл. Если ответ отрицательный – то ничего не добавляете, 0 баллов.
- Далее суммируйте баллы по каждому аспекту. По каждому параметру оценки Вы можете получить от 1 до 10 баллов.
- Нарисуйте график, представленный на рисунке 1 (семь векторов, на каждом – 10-балльная шкала).
- Отметьте полученные суммы баллов на соответствующих векторах диаграммы.
- В итоге Вашей работы у Вас получится диаграмма, включающая семь векторов, на каждом из которых отмечен оценочный балл.
- Соедините точки и Вы получите итоговую диаграмму успешности Вашего магазина.
- Далее вычислите общий балл успешности Вашей компании: сложите полученные баллы по семи параметрам и разделите на 7.
АНКЕТА ДЛЯ ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ МАГАЗИНА
УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ
- Ваш магазин работает по утвержденной ассортиментной матрице.
- Вы регулярно проводите диагностику ассортимента (АВС, XYZ анализ, анализ оборачиваемости).
- Ваши клиенты довольны ассортиментом Вашего магазина.
- Ассортимент классифицирован, структурирован и сегментирован.
- На полках Вашего магазина всегда присутствует "ходовой" товар.
- У Вас всегда есть деньги на покупку товара.
- На складе всегда есть место для новой партии товара (товар на складе долго не лежит).
- Информация о продажах, закупках, остатках товара заносится в единую базу данных.
- На предприятии утверждены и используются нормативные документы, положения о закупе товара.
- Ваш ассортимент регулярно пополняется новыми товарами.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
- Вас устраивает средний уровень торговой наценки Вашего магазина.
- Вас устраивает уровень прибыли Вашего магазина.
- Прибыль Вашего магазина регулярно растет.
- Учитываются и нормируются затраты на хранение, доставку, брак и списание товара.
- Существует и соблюдается ценовая политика (ценовое позиционирование).
- Проводится ценовой мониторинг близлежащих конкурентов.
- Разработанная система скидок и проводимые ценовые акции приносят магазину прибыль.
- Проводится анализ финансовых показателей магазина (оборот, наценка, прибыль, количество чеков, средний чек).
- Ведется учет сезонности и периодов пиковых продаж.
- На предприятии утверждены и используются нормативные документы, положения о ценообразовании.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ
- Разработан и поддерживается фирменный стиль магазина.
- Разработаны и соблюдаются планограммы выкладки товара.
- Ваш магазин привлекает внимание проходящих мимо прохожих (потенциальных потребителей).
- Выручка магазина стабильно растет.
- Доля покупателей среди общего количества посетителей высокая, и растет.
- Размер среднего чека растет.
- Уровень лояльности покупателей высокий.
- При оформлении магазина учитывается влияние цвета на психологию потребителя.
- Для воздействия на потребителя разработано и применяется звуковое сопровождение.
- Применяются и регулярно обновляются POS материалы.
КЛИЕНТОРИЕНТИРОВАННОСТЬ
- Определен портрет целевого потребителя.
- Разработанная и утвержденная рекламная концепция привлекает новых покупателей.
- Анализируются и учитываются потребности потребителей.
- Анализируются и учитываются психологические особенности потребителей.
- Разрабатываются и проводятся акции по привлечению новых покупателей.
- Разработана и применяется система скидок для постоянных клиентов.
- Проводится опрос (анкетирование) покупателей.
- Уровень сервиса и обслуживание покупателей постоянно совершенствуется.
- Уровень лояльности покупателей высокий.
- Применяются информационные и интерактивные технологии в коммуникациях с потребителями.
МЕНЕДЖМЕНТ
- Имеется бизнес-план развития компании, которым руководствуется управляющий.
- Разработаны и применяются организационные документы (орг. структура, положения, инструкции, правила).
- Обеспечиваются нормы прибыли и рентабельности, удовлетворяющие собственника компании.
- Прибыль стабильно растет.
- Отсутствуют серьезные юридических проблемы (судебные разбирательства, обязательства перед гос. органами).
- Компания находится на стадии роста.
- Компания инновационна.
- Отсутствуют разногласия между собственниками и управляющими компании.
- На предприятии проводятся меры по обеспечению безопасности (отсутствие краж, недостач и т.п.).
- Отсутствие конфликтов между обособленными подразделениями организации.
УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКАМИ
- Отсутствуют кассовые разрывы.
- Регулярно проводится мониторинг и анализ поставщиков.
- Имеется база постоянных поставщиков.
- Поставщики обеспечивают маркетинговую поддержку своей продукции.
- Отсутствуют регулярные сбои в доставке товара.
- Имеются документы, регламентирующие работу с поставщиками (типовой договор, инструкции, положения).
- Удовлетворительный уровень рентабельности затрат на закуп товара.
- Высокий уровень лояльности поставщиков.
- За закуп товара несет ответственность одно лицо.
- Действует система планирования закупок.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
- Штат набран, работники полностью справляются со своими обязанностями.
- Текучесть кадров менее 5 % (Тк=число уволенных работников за период/ среднее число работников за период * 100 %). В некоторых отраслях нормы текучести могут достигать 25 %. Скрытая текучесть отсутствует.
- Производительность персонала растет (Пр = выручка компании/ численность работников).
- Клиенты довольны качеством обслуживания в магазине, претензии к работе персонала отсутствуют.
- Доля постоянных клиентов растет.
- Работники выполняют планы, решают поставленные задачи в срок.
- Работники самомотивированы, нет необходимости заставлять работать, в контроле со стороны не нуждаются.
- Уровень квалификации персонала повышается, работники знают продукт, свои обязанности, клиентов, технологии работы с клиентами.
- Конфликты в коллективе отсутствуют, работники помогают друг другу, оказывают поддержку.
- Работники проявляют лояльность к компании, принимают активное участие в развитии компании, разработке стратегии.
Подсчет результатов
Параметр оценки | Балл |
Управление ассортиментом | |
Финансовая политика | |
Мерчандайзинг | |
Клиенториентированность | |
Менеджмент | |
Управление поставщиками | |
Управление персоналом | |
Средний балл |
Интерпретация результатов
Анализ результатов проводится по двум характеристикам:
1. Анализ графика:
- Идеальная диаграмма – это ровный семиугольник с вершинами, равными 9-10 баллов.
- Симметричность диаграммы свидетельствует о сбалансированности системы управления компанией, равномерном распределении ресурсов.
- Области, соответствующие 8-10 баллам – области ресурсов, сильные стороны компании.
- Области, имеющие 7 и менее баллов – проблемные зоны, слабые стороны компании, над которыми нужно работать.
- Менеджмент, финансовая политика, клиенториентированность в большей степени диагностируют стратегию компании и выявляют проблемы высшего руководства, другие векторы диагностируют технологии управления (тактику) и, чаще всего, выявляют проблемы на уровне среднего менеджмента и ниже.
2. Анализ общего балла успешности:
- 9-10 баллов – компания устойчива на рынке, стабильна и успешна;
- 7-8 баллов – нормальная устойчивость компании на рынке, деятельность сбалансирована, проблемы имеются, но ресурсы достаточны для их разрешения;
- 5-6 баллов – легкий кризис, неустойчивость компании, есть проблемы, над которыми необходимо работать; возникает необходимость привлечения внешних ресурсов для решения проблем;
- 4 балла и менее – тяжелый кризис, необходимо предпринимать кардинальные антикризисные меры.
Если Вы набрали 8 баллов и менее, Вам есть над чем работать.
Обращайтесь к нам - мы будем Вам полезны.