Управление персоналом организации: работа с персоналом
Несомненно, каждый собственник и руководитель бизнеса, стремится к развитию компании. Мой опыт показывает, что сегодня уже многие бизнесмены понимают, что «кадры решают все», однако, далеко не все осознают смысл этого высказывания. В погоне за прибылью, руководители зачастую забывают, что конкурентоспособность на рынке, прежде всего, обеспечивается персоналом, а значит, зависит от качества работы с персоналом, от управления персоналом организации. Однако даже те, кто понимает, нередко управление персоналом организации сводит к подбору персоналу.
В действительности, система управления персоналом включает в себя множество элементов, методов, приемов, техник, взаимосвязей. Работа с персоналом сопровождает каждый бизнес-процесс компании.
Эффективность любого предприятия напрямую зависит от качества управления персоналом, от правильности распределения трудовых (человеческих) ресурсов компании. Персонал организации определяет ее конкурентоспособность.
Систему управления персоналом в организации можно назвать эффективной, при наличии следующих признаков:
- Наличие общей цели у сотрудников компании и осознание ее работниками.
- Достижение компанией поставленной цели, выполнение планов.
- Саморегулируемость коллектива, ответственность, исполнительность и инициативность работников.
- Четкая структура подчинения, понимание всеми сотрудниками бизнес-процессов.
- Рост производительности труда.
- Высокое качество разрешения внешних задач организации.
- Комфортный для всех сотрудников психологический климат организации.
- Низкая текучесть кадров, высокая лояльность персонала, удовлетворение потребности в персонале.
- Повышение стоимости рабочего места.
- Авторитетность руководителя, лидерство.
Все методы управления персоналом организации должны быть направлены на решение перечисленных задач (достижение признаков эффективной системы управления персоналом).
Система управления персоналом организации включает в себя следующие элементы:
- Субъекты управления. «Управленцы» - люди, которые управляют персоналом, влияют на людей с целью достижения целей, принимают решения и реализуют их. В зависимости от размера организации и количества работников, те или иные функции по управлению персоналом может выполнять один человек или несколько специалистов.
- Объекты управления. Сотрудники компании - люди, которыми управляют, и на которых воздействуют для достижения цели.
- Структура управления – подразделения компании, из взаимосвязи, количественные и качественные характеристики, бизнес-процессы.
- Методы и техники управления - то есть способы, методики, мероприятия, которые используют управленцы для достижения поставленных корпоративных целей.
Таким образом, в каждом бизнес-процессе управления персоналом организации участвуют эти элементы, и именно они формируют систему управления компании и определяют эффективность деятельности организации. Поэтому для достижения корпоративных целей необходимо учитывать и прорабатывать на каждом этапе, в рамках каждого процесса все эти составляющие.
Зачастую руководители компаний считают, что достаточно подобрать персонал, объяснить работникам их обязанности, а дальше ответственность лежит на каждом сотруднике. Как будто без целенаправленной и осознанной работы с персоналом все будет действовать автоматически. Однако, без грамотного управления, умения ставить цели и задачи перед сотрудниками, без качественной системы мотивации персонала, без адекватной обратной связи и эффективной коммуникации, даже группа высококвалифицированных работников не обеспечит успеха компании.
При управлении персоналом организации важно помнить, что не существует единого универсального для всех организаций метода работы с персоналом. Необходимо выбирать более удобные, более подходящие способы для каждой компании. Все люди разные. Разные и руководители, и работники, а потому и система управления персоналом организации должна выстраиваться «изнутри», исходить от особенностей членов коллектива.
Работа с персоналом подразумевает осуществление следующих бизнес-процессов управления персоналом организации:
- Формирование кадровой политики организации, корпоративной культуры.
- Ведение кадрового делопроизводства, юридическое оформление персонала.
- Кадровое планирование - определение потребности в кадрах.
- Поиск, подбор и наем персонала.
- Командообразование, создание эффективной команды.
- Оценка персонала и аттестация.
- Обучение персонала (В том числе тренинги продаж, тренинги командообразования, коммуникативные тренинги, тренинги для руководителей)
- Адаптация работников на предприятии.
- Мотивация (материальная и нематериальная).
- Развитие персонала.
- Формирование кадрового резерва.
- Маркетинг персонала.
Эти составляющие управления персоналом организации должны присутствовать в каждой компании с момента ее становления, основываться на научно-обоснованных методах, и быть адаптированными к потребностям и особенностям конкретной организации. Для эффективного развития компании, все аспекты системы управления персонала должны быть согласованы между собой, взаимосвязаны, и дополнять друг друга.
Система управления персоналом организации должна идеально сочетаться с общей системой управления, быть вписана во все бизнес-процессы компании.
При решении любой задачи компании (как внутренней, таки внешней), необходимо учитывать два аспекта действительности: предметный (технологический, неживой) и человеческий (живой), проводить одновременно работу с процессами и работу с персоналом.
Я оказываю услуги по управленческому консалтингу, частью которого является кадровый консалтинг, занимаюсь коучингом руководителей, в рамках которого обучаю первых лиц компании работе с персоналом, а также – осуществляю работу по автоматизации человеческого ресурса, оптимизации бизнес-процессов и системы управления.
Связаться со мной, заказать услуги, задать вопрос Вы можете здесь.