Финансовая стратегия компании
Финансовая стратегия и психология денег – одно из моих приоритетных исследовательских направлений.
Мое видение: Сразу расставлю акценты: я – не финансист, а потому я рассматриваю финансовую стратегию не с точки зрения технологий финансового управления, а с точки зрения менеджмента, стратегического финансового мышления,в том числе – с позиции психологии денег. Мой взгляд – не заменяет, а лишь дополняет все знания о финансовом управлении, и рассматривать эту информацию необходимо как дополнительную ко всем известным данным об управлении финансами. Еще дополнение – моя аудитория – это бизнес, и финансовые стратегии бюджетных организаций не входят в область моей компетенции.
Меня интересуют вопросы и проблемы привлечения денег и их увеличения. По моим наблюдениям, есть связь между доходом компании и грамотностью финансового менеджмента, но в то же время это независимые друг от друга аспекты.
Финансовая стратегия – это часть общей стратегии компании и, одновременно, ее следствие. Она с одной стороны, является составной частью стратегии, отражает финансовый аспект, с другой стороны, она логически вытекает из общей стратегии и является ее следствием.
Финансовая стратегия компании – это инструмент увеличения прибыли организации. Финансовая стратегия в совокупности со стратегией менеджмента, маркетинга, рекламной стратегией, информационной, временной, кадровой составляет общую стратегию предприятия. Сама по себе финансовая стратегия описывает стратегию привлечения и преумножения денежных средств. Другими словами, финансовая стратегия создает систему управления деньгами в компании.
Финансовая стратегия - способ мышления о привлечении денег. В финансовом менеджменте финансовая стратегия рассматривается как генеральный план действий компании по обеспечению ресурсами, я рассматриваю финансовую стратегию как набор установок и принципов, способ мышления и правила действий для привлечения денег. Управление финансами я рассматриваю как стратегическую задачу, но не основную стратегию.
Взаимосвязь маркетинговой и финансовой стратегий. Целью как маркетинговой деятельности компании, так и финансовой, в конечной счете является обеспечение компании денежными средствами через привлечение денег от клиентов. Однако эти две стратегии достигают цель совместно, но разными средствами. Если маркетинговая стратегия оперирует клиентами и отвечает на вопрос «Как привлечь клиентов?», производственная стратегия оперирует продуктом и отвечает на вопрос «Как сделать продукт, чтобы он пользовался высокой популярностью?», то финансовая стратегия оперирует деньгами и отвечает на очень странный вопрос «Как привлечь деньги в компанию и как их увеличить?».
Интересно, что в финансовом менеджменте указывают, что финансовая стратегия – это план по обеспечению ресурсами. Но с точки зрения технологической вся информация по финансовому управлению относится к управлению уже привлеченными средствами в компанию. А на вопрос о том, как деньги привлечь, финансовый менеджмент не отвечает. Это подпадает в компетенцию маркетинга и привлечения клиентов.
Пожалуй, можно конкретизировать, что финансовый менеджмент решает задачу увеличения имеющихся средств. Меня же интересует финансовая стратегия с точки зрения возникновения денег, источник финансовых средств.
Цель компании должна быть выражена, помимо всего прочего, в деньгах, а финансовая стратегия – это инструмент достижения цели именно с позиции денег. Финансовая стратегия организации – это стратегия перемещения компании из одного финансового состояния (реального, в котором компания находится сейчас) в другое желаемое финансовой состояние (прогнозируемое, в котором компания хочет оказаться в будущем).
Финансовая стратегия дает ответы на следующие вопросы:
- Что компания создает из полученных денег?
- Что является эквивалентом денег в данной компании?
- Кому передаются привлеченные деньги? Куда они расходуются?
- Как осуществляется перевод денег в материальный продукт их конечной цели?
- Посредством чего осуществляется этот перевод?
По сути, компания производит некоторый продукт, выходит с ним на рынок и обменивает этот продукт на деньги. Для чего фирма это делает? Все просто – для удовлетворения потребностей всех ее участников – учредителя организации и всех работников.
Рыночную систему можно описать следующим образом: у всех людей есть потребности, которые требуют удовлетворения. Кроме того, у каждого человека есть некоторые способности, которые он может обменять на нужные ему товары или услуги, которые производят другие люди. Для упрощения обмена люди объединяются в организации, которым они могут продать свои способности не за продукт, а за деньги – самый универсальный и ликвидный на рынке товар, который можно обменять на все, что угодно.
Выходит, что любая компания представляет некоторые товары и услуги, за которые получает деньги. И отсюда мы получаем, что маркетинговая и финансовая стратегии на самом деле противоположны по смыслу, а не едины, как это принято считать.
Маркетинговая стратегия предусматривает способ удовлетворения максимального количества людей (клиентов) для получения максимальной суммы денег. Финансовая стратегия предусматривает способ удовлетворения максимального количества потребностей конкретных людей (собственника и работника компании, ее партнеров и других зависимых от компании людей). Маркетинговая стратегия описывает способ движения от создателя продукта (производителя) к клиенту (потребителю). Финансовая стратегия описывает движение от клиента (потребителя) к создателю продукта (производителю). Маркетинговая и финансовая стратегии должны быть зеркальным отражением друг друга, они должны быть равносильны и равнозначны, без перекосов, иначе происходит сбой в движении денежных средств.
Финансовая стратегия компании отражает отдачу рынка от деятельности предприятия.
Для создания эффективной финансовой стратегии необходимо отделить деньги от остальных ресурсов организации, и не привязывать их к остальным бизнес-процессам и видам деятельности. И рассмотреть деятельность компании под таким углом, как будто неважно, что организация продает, какую пользу она приносит, с каким количеством клиентов работает, как будто это все не имеет значения. Важно только движение денег через организацию: насколько компания привлекательна для денег, приходят ли деньги свободно или приходится прилагать усилия, деньги превращаются в средства удовлетворения потребностей легко и свободно, или с препятствиями, в каких местах сбой, насколько вовремя возвращаются деньги в компанию. Такая оценка деятельности организации помогает определить бессознательные процессы компании, связанные с финансами: оценить привлекательность организации для денег, наличие или отсутствие запретов и ограничений, позитивные или негативные установки и отношение к деньгам, взаимосвязи между потребностями персонала и результатами работы фирмы.
Финансовая стратегия описывает видение компании в будущем, идею привлечения финансов, алгоритмы принятия финансовых решений, способ увеличения денежных ресурсов организации.
Услуги по разработке финансовой стратегии компании входят в разработку стратегии развития как составная часть этой работы. При проведении сессии стратегического планирования также рассматривается финансовая стратегия.
Заказать услуги по стратегическому планированию Вы можете здесь.
В нашем менталитете, к сожалению, не принято открыто и свободно мыслить о деньгах, а потому большинство людей даже не задумывается и не понимает принципов и механизмов финансового управления. При разработке стратегии развития важно понимать логику финансовой стратегии.