Общая структура плана маркетинга в бизнес-плане
Таким образом, план маркетинга определяет направление развития компании.
План маркетинга основывается только на исследованиях и аналитических разработках, на результатах которых формируется маркетинговая стратегия.
План маркетинга - это документ, в котором описана маркетинговая стратегия компании, цели, задачи, инструменты и средства достижения цели организации.
В общей структуре бизнес-плана к плану маркетинга предъявляются такие же требования, как и к другим видам плана и также как и другие разделы, он включает в себя немного пунктов. Он позволит Вам сформировать полное и конкретное представление о своем проекте и ответить на все имеющиеся вопросы.
Однако если Вы составляете бизнес-план для достижения своей цели, а не для "галочки", я рекомендую воспользоваться развернутым планом, приведенным ниже.
Основными задачами маркетингового планирования являются:
- Анализ результатов маркетинговых исследований, выводы о требованиях рынка.
- Выбор сегмента рынка, потребительской аудитории.
- Определение оптимального комплекса характеристик выпускаемого продукта или услуги, удовлетворяющего потребностям потребителей.
- Формирование уровня качества продукции, соответствующего прогнозу цен, издержек, ресурсов.
- Разработка системы сбыта продукта, в том числе послепродажного обслуживания.
- Разработка схем товародвижения.
- Определение комплекса мер по формированию и стимулированию потребностей потребителей.
План маркетинга является приоритетным при разработке бизнес-плана, потому что:
1. Именно маркетинг определяет, что организация будет производить, как будет продавать, по какой цене, как привлекать клиентов, как рекламировать. То есть, маркетинговый план дает ответы на все вопросы "как?", которые возникают в ходе разработки бизнес-плана.
2. Результаты маркетингового планирования влияют на показатели других планов (финансового, производственного и т.п.).
Почему нельзя начинать с производственного плана? Потому что если Вы сначала придумаете продукт, разработаете его, создадите, Вы можете ошибиться и не найти потребителей, которым будет нужен этот продукт и тем более по той цене, которую он стоит.
Например, Вы можете потратить время и тщательно продумать разработку и создание нового оборудования для изготовления виниловых наклеек, а когда дойдете до маркетингового плана, изучите потребности аудитории, то окажется, что в Вашем городе никому не нужны виниловые наклейки, а тем более дорогостоящее оборудование для их изготовления.
Почему нельзя начать с финансового плана? Потому что у Вас нет информации для расчетов: нет ресурсов, которые нужно обсчитывать, нет цены, которая обеспечит Вам покупательский спрос и т.п.
Успех предприятия обеспечивает качественный маркетинг. Именно этому разделу бизнес-плана нужно уделить особое внимание.
До того как Вы начали составлять маркетинговый план, у Вас уже должна быть сформулирована цель, идея и собрана маркетинговая информация.
Несомненно, Ваша идея может быть откорректирована в процессе маркетингового анализа, усовершенствована или же вообще изменена. Однако, именно от идеи Вы будете отталкиваться при составлении маркетингового плана.
Конечно, Вы можете сначала проводить широкомасштабные исследования во всех сферах бизнеса и находить потребности потребителей, которые еще не удовлетворены, однако это довольно трудозатратное и дорогостоящее мероприятие. Значительно проще сначала сформулировать несколько гипотез неудовлетворенных потребностей потребителей (на основе своих наблюдений), сформулировать на их основе идею и проверить ее в процессе разработки бизнес-плана.
В структуру плана маркетинга стоит включить:
1. Маркетинговое стратегическое планирование.
- Миссия компании.
- Цели компании.
- Конкурентное преимущество компании.
- Стратегия маркетинга, ее характеристики.
2. Описание продукции.
- Описание продукта и ассортимент.
- Основные характеристики продукта, эксплуатационные характеристики.
- Привлекательность для клиента, выгоды использования продукта.
- Требования к потребительским свойствам продукта.
- Конкурентные преимущества продукта и конкурентоспособность продукта.
- Патенты, лицензии, сертификаты для продукта.
- Упаковка продукта.
- Условия поставки.
- Гарантии и сервис.
- Особенность налогообложения.
3. Ценовая политика.
- Факторы, влияющие на ценообразование.
- Формирование цены, ценообразование.
4. Сбыт продукции.
- Объем и уровень развития отрасли.
- Основные категории клиентов.
- Целевые рынки и их сравнительная характеристика.
- Барьеры входа и развития на рынке.
- Стратегия сбыта продукта.
- Схема распространения продукта.
- Каналы сбыта.
5. Продвижение.
- Методы стимулирования продаж.
- Реклама.
6. Календарное планирование намеченного стратегического плана.
- Даты достижения промежуточных целей.
- Дата достижения конечной цели.
7. Детализация плана до конкретных исполнителей и назначенных ответственных лиц.
- Ответы на вопросы, кто, что, когда, где, с помощью каких ресурсов должен делать и как он влияет на конечный результат
8. Формирование бюджета маркетинга.
- Прогноз объемов продаж.
- Прогноз затрат.
- Определение бюджета на маркетинговые мероприятия.
Разрабатывать план маркетинга необходимо на основе маркетинговых исследований и аналитических разработок. Если Вы проигнорируете эту важную рекомендацию и составите маркетинговый план на основе личных предположений, личного мнения (тем более мнения одного человека), велика вероятность, что Ваш план будет ошибочный и не будет соответствовать реальной ситуации на рынке.
Убежденность в том, что Вы сами точно знаете потребности потребителей, рынок конкурентов и что маркетинговые мероприятия не приносят пользы, может быть пагубной для Вашего бизнеса.
Также хочу разделить два понятия: план маркетинга проекта (компании, продукта) как процесс формирования маркетинговой стратегии и разработки средств достижения целей и непосредственно план маркетинга как документ.
Вы можете провести всю необходимую работу по разработке маркетинговой стратегии и определению инструментов маркетинга, но не зафиксировать все в документе. Я не рекомендую Вам так поступать. План маркетинга как документ решает ряд задач:
- Позволяет четко сформулировать идею проекта (компании, продукта).
- Объединяет цели, задачи и идею в единую систему и доносит эту систему до исполнителей проекта - сотрудников компании.
- Устанавливает цели компании, их сроки и предоставляет инструмент контроля достижения целей.
- Организовывает работу всей компании.
- Обеспечивает точность принятия решений, снижает вероятность ошибок.
- Эффективно распределяет ресурсы компании: трудовые ресурсы, финансовые, временные и т.п.
- Стимулирует сотрудник к эффективной деятельности, повышает производительность.
Комментарии (3)